Представляя коллективу нового главного дирижера, Анатолий Иванович сделал два запомнившихся заявления: «Если не получится и с этим дирижером, в следующий раз будем менять оркестр» и «Если оркестру не предоставить инструменты экстра-класса, хорошего ждать не придется. Чудес не бывает».
Но чудо все же произошло: коллективу и руководителю удалось достичь гармонии.
– Начался период взаимопонимания, – считает Мурад Аннамамедов. – Многочисленные проблемы коллектив преодолел невероятным энтузиазмом в работе.
Через два года произошло второе чудо – оркестр был провозглашен губернаторским. Примеру ярославского губернатора последовали затем руководители многих субъектов Федерации. А три года назад приказом Министерства культуры нашему оркестру было присвоено звание «академический».
– Мурад Атаевич, нужны ли новые чудеса? Ведь за эти годы оркестр превратился в стабильный коллектив со здоровым морально-психологическим климатом. Ему подвластно все, что написано и пишется для большого симфонического оркестра в мире. Подтверждение тому – аншлаги на ваших концертах.
– Более того, по словам видных специалистов, в частности профессора Задерацкого, ярославский оркестр отвечает требованиям мировых стандартов. Его знают в Москве. И хотя конкурировать с тридцатью московскими оркестрами весьма непросто, именно ярославцев пригласили выступить в зале храма Христа Спасителя. Однако выдерживая все мировые стандарты, мы по качеству инструментов находимся на уровне Дворца пионеров города Удоева. Наши инструменты давно пора сдать в утиль. За восемь лет приобрели лишь английский рожок, бывший в употреблении, да арфу. Мы выжали из оркестра все, что могли. Музыканты, страдая от некачественных инструментов, за счет своего здоровья обеспечивают приемлемый исполнительский уровень.
Филармония имеет три рояля, один из них «Стенвей», но он в таком состоянии, что музыканты отказываются на нем играть. Недопустимо в головной концертной организации областного масштаба не иметь приличного рояля. Из оркестра уходят неплохие инструменты, прежде всего струнные, – вместе с музыкантами, выходящими на пенсию. Сначала их перекупает Москва, а дальше они идут за границу. Их надо спасать.
Я предложил создать государственную коллекцию музыкальных инструментов Ярославской области. Губернатор поддержал меня. Эту идею надо продвигать, но я не знаю как. Кроме инструментария у нас накопилось множество других проблем. Пора обновлять гардероб музыкантов. У нас нет станков для хора, и всякий раз их приходится брать в аренду. На дворе уже XXI век, а у нас нет ни звукозаписывающей студии, ни компьютеров, ни аудиовидеотехники.
Теперь об условиях, в которых работают музыканты. От того освещения, какое есть на сцене, мы теряем зрение. Первые ряды наших струнников – это группа риска. Под ними пол шатается, того и гляди провалится. Нужна полная замена пола на сцене. В гримерках музыканты вынуждены тесниться по 40 человек в комнате. Мы не можем выезжать на гастроли, потому что нам нужно два автобуса, а у нас только один, и тот «инвалид». Год назад в прессе прошла информация, что нам будут выделены деньги на автобус «Мерседес». Где этот автобус и где эти деньги?
Всеми этими проблемами я хотел бы поделиться с губернатором области. До недавнего времени я периодически отчитывался перед ним, и он достаточно активно влиял на решение всевозможных вопросов. Но почему-то в течение последних двух лет не могу попасть на прием. Направлял письма, звонил в приемную... Полагаю: ни письма, ни звонки не доходят до главы области. Поэтому я вынужден через вашу газету обратиться к Анатолию Ивановичу Лисицыну с покорнейшей просьбой принять меня.
Записала Зинаида ШЕМЕТОВА.